Государственное учреждение образования"Гимназия № 1 г. Жодино"

Горячая линия гимназии

6 -  71 - 96

Телефоны доверия

8 (029) 899-04-01

8 (017) 202-04-01

Анонимный приём врачей

8 (017) 331-90-64

8 (029) 101-73-73

8 (029) 774-66-59

Круглосуточный телефон

детской линии помощи

 8 801 100 16 11

Республиканский центр психологической помощи

8(017)3001006 (сайт: http://rcpp.by/)

Кризисная комната г. Жодино

Телефон для справок 4-86-24

Телефон «Доверие»

4-86-04

Телефон «Горячая линия»

4-89-00

Адрес Центра: ул. Советская, 21

Введите заголовок

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

Профориентация

Ошибки выбора профессии

Как помочь ребёнку в период экзаменов.

Как не утонуть в море профессий.

Выбор профессии - непростой и очень ответственный шаг. Работа, которая приносит удовлетворение, - залог успеха в жизни. Вот почему важно правильно выбрать профессию. Как это сделать?

Что такое профессия?

Слово "профессия" происходит от латинского слова professio, означающего "публичное выступление". Во времена Древнего Рима так называли род занятий, которому человек себя посвящал и о котором заявлял публично.

Сейчас под профессией понимают такое занятие человека, которое:

  • требует специальной подготовки, обучения. Те виды работы, которыми сразу может заниматься любой человек, взятый "с улицы" (скажем, разносчик конвертов по почтовым ящикам или расклейщик объявлений), - это еще не профессия. Ее нужно осваивать, а для этого требуются способности и затраты труда. В каких-то профессиях - минимальные, в каких-то - гигантские. Кстати, в современном английском языке понятие "профессия" (profession) применяется только к сложным видам работы, требующим длительного обучения, все остальное называется "занятие" (occupation).
  • практикуется человеком регулярно. Чаще всего профессия подразумевает возможность и необходимость регулярного, а не эпизодического труда. К примеру, если человек занимается преподаванием и время от времени пишет еще и статьи по тому предмету, который преподает, то его профессия - "преподаватель", а не "автор статей".
  • служит источником средств к существованию. Этим профессия отличается от хобби. Хобби - занятие, которым человек занимается ради собственного удовольствия, профессия помогает зарабатывать на жизнь. Профессия тоже приносит удовольствие? Отлично! Но даже если все обстоит иначе, то, когда человек работает, он тем не менее выполняет дело вне зависимости от своего настроения (или же перестает работать, увольняясь).

Специальность - это конкретный вид деятельности в рамках какой-либо профессии.

Должность - это конкретный трудовой пост в организации.

Правильный выбор: как он происходит?

Правильный выбор профессии предполагает учет своих желаний (своего "хочу"), своих способностей (своего "могу") и учет того, насколько выбираемая профессия востребована на рынке труда ("надо").

Правильный выбор профессии предполагает учет следующих моментов:

  • своих склонностей;
  • своих способностей и возможностей (включая и состояние здоровья);
  • своего уровня притязаний (реализации своих представлений о престижности, "модности" выбираемой профессии и учебного заведения);
  • своей информированности о выбираемой профессии и учебном заведении;
  • мнения родителей и родственников (которые желают тебе добра и к мнению которых стоит прислушиваться);
  • мнения своих друзей, приятелей, одноклассников (которые хорошо тебя знают и не стесняются говорить правду);
  • потребности в данной профессии на рынке труда (легко или трудно будет найти хорошую работу после получения данной профессии?);
  • наличия определенной программы действий по выбору профессии (то, что психологи-профконсультанты называют "личной профессиональной перспективой" - сокращенно ЛПП).

Семь шагов к взвешенному решению

  1. Составь список подходящих профессий. Напиши все профессии, которые тебе нравятся, интересны, по которым тебе хотелось бы работать и которые тебе подходят.
  2. Составь список требований к выбираемой профессии:
    • выбираемая профессия и будущий род занятий;
    • выбираемая профессия и жизненные ценности;
    • выбираемая профессия и жизненные цели;
    • выбираемая профессия и твои сегодняшние горячие проблемы;
    • выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;
    • желательный уровень профессиональной подготовки;
    • выбираемая профессия и твои склонности и способности;
    • желательные содержание, характер и условия работы.
  3. Определи значимость каждого требования. Выясни, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые можно и не учитывать.
  4. Оцени свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий. Кроме тех требований, которые есть у тебя к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируй, развиты ли у тебя профессиональные качества, отвечают ли твои интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.
  5. Подсчитай и проанализируй результаты. Подумай, какая профессия из всего списка больше других подходит тебе по всем пунктам.
  6. Проверь результаты. Чтобы убедиться в правильности размышлений, обсуди свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.
  7. Определи основные практические шаги к успеху. Итак, решение принято. Теперь важно определить, в каком учебном заведении ты сможешь получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

 


Что нужно знать о здоровье, выбирая профессию?

Все мы знаем, что проблема профессионального самоопределения является сложной в жизни каждого молодого человека, однако особенно труден выбор профессии для лиц, имеющих хронические заболевания или отклонения в состоянии здоровья. Это связано как с неосведомленностью многих подростков о необходимости учитывать состояние здоровья при выборе профессии и наличии каких-либо законодательных ограничений при этом, так и c переоценкой своих сил и возможностей, нежеланием считаться с имеющимися нарушениями здоровья как причиной этих ограничений. Кроме того, многие молодые люди недостаточно осведомлены о санитарно-гигиенических особенностях труда в разных, в том числе и наиболее массовых профессиях, о возможном отрицательном влиянии производственных факторов на течение имеющихся у них заболеваний и нуждаются в квалифицированной помощи врачей и физиологов. Не имея четких представлений о характере профессий, а также не учитывая состояние здоровья, многие подростки делают ошибки в своем профессиональном выборе.

С чем же связано ограничение возможности выбора профессии при наличии каких либо заболеваний? Во-первых, сама профессия предъявляет определенные требования к состоянию здоровья, и прежде всего, к анализаторам. Например, работа с мелкими деталями требует хорошей остроты зрения. Имеется также целая группа работ, при выполнении которых необходимо различение цвета, т.е. требуется сохранность функции цветоощущения. С другой стороны, известно, что любая профессиональная деятельность осуществляется в определенных производственных условиях, которые в ряде случаев оказывают отрицательное влияние на организм и могут привести к обострению имеющихся заболеваний. К неблагоприятным производственным факторам относятся большие физические нагрузки, вынужденная рабочая поза, значительное нервно-психическое напряжение, неблагоприятный микроклимат (высокие или низкие температуры, повышенная влажность), пыль, шум, вибрация, токсические вещества.
Для того, чтобы помочь молодым людям, имеющим хронические заболевания или функциональные отклонения в состоянии здоровья, правильно выбрать профессию и избежать негативного влияния производственных факторов на организм, в РЦПОМ осуществляется профессиональное консультирование, включающее подбор профессий и специальностей для профессионального обучения с учетом состояния здоровья.

Ниже приводится примерный перечень противопоказанных факторов производственной среды и трудового процесса, влияние которых необходимо учитывать при выборе профессии подросткам, имеющим хронические заболевания и отклонения в состоянии здоровья.

Болезни

Противопоказанные факторы производственной среды и трудового процесса

органов дыхания

  1. неблагоприятные метеорологические и микроклиматические условия (повышенные температура, влажность, давление воздуха, пониженная температура), пыль, токсические вещества раздражающего и сенсибили-зирующего действия, значительное нервно-эмоциональное и физическое напряжение

сердечно-сосудистой системы

выраженное физическое и нервно-эмоциональное напряжение, предписанный темп работы, длительная ходьба, неблагоприятные микроклиматические и метеорологические факторы, токсические вещества, повышенные уровни шума и вибрации, работа на высоте

нервной системы

значительное физическое и нервно-эмоциональное напряжение, неблагоприятные микроклиматические и метеорологические условия, контакт с токсическими веществами, повышенная опасность травматизма, шум, вибрация

органов пищеварения

значительное физическое напряжение, токсические вещества, шум, вибрация, неблагоприятные метеорологические и микроклиматические условия, вынужденное положение тела, связанное с напряжением брюшного пресса, невозможность соблюдения режима питания

почек

значительное физическое напряжение, неблагоприятные микроклиматические и метеорологические условия, вынужденная рабочая поза, воздействие вибрации, контакт с токсическими веществами, невозможность соблюдения режима питания

костно-мышечной системы

значительное физическое напряжение (подъём и переноска тяжестей), длительное пребывание на ногах, длительное фиксированное положение тела с отсутствием возможности перемены положения для снятия напряжения с группы длинных мышц спины

органа зрения

работа, связанная с повышенным напряжением зрения, вынужденная (резко согнутая) рабочая поза, значительное физическое напряжение; работы, в которых не допускается использование корригирующих очков

органа слуха

работа, требующая хорошего слуха; повышенные уровни интенсивности шума и вибрации

кожи

токсические и раздражающие кожу вещества, пыль, неблагоприятные метеорологические условия; необходимость в процессе работы постоянного увлажнения, загрязнения и охлаждения рук

 


ХОЧУ.МОГУ.НАДО.


ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ.

1. Ориентация сразу на профессию высшей квалификации (дипломат, директор, управляющий банка и т.д.);

2. Пренебрежение к профессиям, которые являются не престижными, хотя и значимыми в жизни;

3. Отсутствие своего мнения в выборе профессии и принятие решения не по собственной воле, а по требованию родителей или других людей;

4. Увлечение только внешней или какой-либо одной стороной профессии;

5. Перенос отношения к учебному предмету на профессию, связанную с этим учебным предметом;

6. Выбор профессии, связанный с выбором данной профессии друзьями;

7. Отсутствие умений разобраться, оценить свои способности, возможности в выбранной профессии;

8. Выбор профессии, определяемый материальными соображениями семьи и самого ребёнка;

9. Завышенная или заниженная самооценка собственных личностных качеств, которая способствует неадекватности в выборе той или иной профессии.


Выбор профессии.  

Выбор профессии – не минутное дело, оно можно оказаться самым трудным выбором в твоей жизни.

 

  • Подумай, чем бы хотелось заниматься именно тебе. Особенно размышляй над тем, как осуществить свою мечту.

 

  • Не старайся поступить туда, куда поступить твои друзья. Поверь, ты найдёшь себе новых друзей, тем более вы будете заниматься тем, что вам интересно.

 

  • Разузнай больше о той профессии, которую тебе хочется выбрать. Если это возможно, побывай в том месте, где, как ты предполагаешь, тебе придётся работать впоследствии, поговори с людьми, которые уже занимаются этим делом.

 

  • Отдавай себе отчёт, что решение не может быть абсолютны и что в любое время в твой жизни могут произойти перемены.

 

  • Попробуй протестироваться у психолога. Тесты могут помочь выбрать правильное направление.

 

  • Постарайся не заблуждаться по поводу своих возможностей. Лучше осознать свои реальные силы, чем падать с высоты, которую наметил, но не осилил.

 

  • Не поддавайся чувству страха - это нормальное состояние, которое испытывают все люди перед выбором.

 

  • Не откладывай на завтра то, что можно узнать сегодня. Постарайся узнать всё: как поступают, как учатся, как устраиваются работать после обучения. Это поможет сложиться представлению, что делать дальше.

 

  • Старайся участвовать во внеклассных мероприятиях – это поможет тебе научиться общению и правильному поведению в коллективе.


Семь шагов к взвешенному решению.

  1. Составить список подходящих профессий

Составьте список профессий, которые Вам нравятся, интересны, по которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят.

  1. Составить перечень требований выбираемой профессии

Составьте список своих требований:

  • выбираемая профессия и будущий род занятий;
  • выбираемая профессия и жизненные ценности;
  • выбираемая профессия и жизненные цели;
  • выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы;
  • выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;
  • желательный уровень профессиональной подготовки;
  • выбираемая профессия и мои склонности и способности;
  • желательные содержание, характер и условия работы.
  1. Определить значимость каждого требования

Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.

  1. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий

Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.

  1. Подсчитать и проанализировать результаты

Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.

  1. Проверить результаты

Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

  1. Определить основные практические шаги к успеху

Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

 


ПОЛЕЗНЫЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ДЛЯ ВЫБИРАЮЩИХ ПРОФЕССИЮ.

http://www.kudapostupat.by -  информационно-справочный ресурс для абитуриентов. ВУЗы и ССУЗы Беларуси, специальности и квалификация, централизованное тестирование, удобная система поиска.

www.metodkabi.net.ru – сайт, который посвящен проблемам профессионального и личностного самоопределения. Здесь вы найдете методики, тесты, статьи о выборе профессии.

www.proforientator.ru – сайт разработчиков теста «Профориентатор» (лаборатории «Гуманитарные технологии» МГУ им. М.В. Ломоносова).

     На сайте даются рекомендации по успешному выбору профессии, приводится рейтинг самых доходных специальностей и обзор перспектив развития рынка труда.

www.rikс.by – сайт Республиканского института контроля знаний.

     На сайте Вы сможете получить исчерпывающую информацию о сроках проведения централизованного тестирования, о новых правилах, а также оперативно узнать результаты репетиционного и централизованного тестирования.

 


МИФЫ и РЕАЛЬНОСТЬ.


Какие ошибки бывают при выборе профессии.

В мечтах будущая жизнь рисуется красиво. И интересная работа занимает в ней далеко не последнее место. Но не так-то просто понять свое предназначение. Вот ошибки, которые мешают старшекласснику и абитуриенту сделать правильный шаг:

  1. Отношение к выбору профессии как к неизменному. В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.
  2. Бытующие мнения о престижности профессии. В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными.
  3. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать). Профессию мы выбираем по своему "вкусу" и "размеру" так же, как одежду и обувь.
  4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию. При выборе профессии надо учитывать прежде всего особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится ее представитель.
  5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии. Так, за легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд.
  6. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий. Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку, много: переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.
  7. Устаревшие представления о характере труда в сфере материального производства. Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда.
  8. Неумение или нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях). Разобраться в себе помогут профконсультанты, родители, учителя, друзья.
  9. Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии. Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, так как они могут ухудшить твоё состояние здоровья.
  10. Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии. Когда ты решаешь задачу по математике, то выполняешь определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить так же и при выборе профессии.

Выбирая профессию важно!


ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ.

  1. Языки и литература. Языкознание, литературоведение. Журнали­стика. Библиотековедение. Перевод. Логопедия. Литературная критика. Издательское дело: редактор, корректор, литературный работник. Преподавание языка и литературы. Делопроизводство. Философия. Политология. Научный референт. Литературное художественное творчество: писатель, поэт, сценарист.
  2. Математика. Математика и ее специализации. Программирова­ние. Экономика. Бухгалтерский учет. Статистика. Вычислительная техника. Астрономия. Инженерные специальности. Строительство. Геодезия. Мелиорация. Землеустройство. Смежные области физики, химии и биологии. Научная работа и преподавание.
  3. Физика. Специальности механики, электроники, радиоэлектро­ники. Фототехнология. Связь. Энергетика. Авиация. Космонавтика. Научная работа и преподавание. Экология. Фотодело.
  4. Химия. Химия и специальности химической промышленности. Технологии пищевой промышленности. Фармация. Бытовое обслу­живание: оператор химчистки, парикмахер. Полиграфия. Медицина. Экология. Научная работа и преподавание.
  5. Биология. Биология и ее специализации. Биохимия. Биофизи­ка. Агрономия. Медицина. Ветеринария. Психофизиология. Эколо­гия. Ландшафтное проектирование и архитектура. Фитодизайн. На­учная работа и преподавание.
  6. География. География и ее специализации. Геология. Транспорт. Лесоводство. Горное дело. Торфяное производство. Геодезия и картог­рафия. Краеведение. Туризм. Экскурсовод. Политическая работа. Внешнеэкономическая деятельность. Дипломатическая работа. На­учная работа и преподавание.
  7. История. История и ее специализации. Архивная работа. Правоведе­ние. Экономика. Социология. Философия. Психология. Журналистика. Библиотековедение. Литературная работа. Научная работа и преподавание.
  8. Труд. Специальности дерево- и металлообработки. Строитель­ство. Сантехника. Машиностроение. Текстильные специальности. Основные специальности пищевой промышленности. Швейные и другие специальности бытового обслуживания населения.
  9. Музыка. Сочинительство. Исполнительская работа. Преподава­тельская деятельность. Работа в кино, театре, на радио, телевидении.

5 типов професий


Дополнительные подразделы:

День открытых дверей
Мероприятия

Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Выберите язык

Контакты

8 (01775) 6 71 96
gimn@zhodino-edu.gov.by

ул. Гагарина, 32 г. Жодино, Минская область, Республика Беларусь, 222169
Открыть контакты

Оплата наших услуг

Удаленное обучение

Конкурсы

Спасибо за Победу!

Книга Беларуси

22 марта - День памяти Хатынской трагедии